По данным Автостат Инфо, продажи новых HCV за 12 месяцев 2025 года снизились на 51% к 2024 году (1 126 165 до 61 556 ед.). Причины этого спада во многом заложены в предыдущем цикле. В 2020–2022 гг. отрасль жила в условиях дефицита техники из-за сбоев поставок и резкого подорожания автоперевозок. Когда каналы из Китая стабилизировались, многие перевозчики закупили парк с запасом. На фоне низкой консолидации отрасли это привело к классическому перепроизводству, то есть предложение перегрели, а спрос нормализовался.
Дополнительное давление создали длинные производственно-логистические циклы и попытки успеть до изменений регуляторики. Как считает генеральный директор «Синотрак Рус» Юань Сяоду, «часть дистрибьюторов верила, что рынок России и дальше будет ставить рекорды, решив завезти большое количество грузовиков до повышения утилизационного сбора». Ситуацию осложнило и решение Росстандарта о приостановке действия ОТТС на некоторые модели грузовиков». В итоге, как отмечает эксперт, рынок получил избыточные стоки, особенно у брендов второго эшелона, и период агрессивного дисконта. Сейчас, как это отмечают в «Синотрак Рус» , влияние этого фактора ослабевает, скидок со стороны крупных поставщиков с каждым днем становится все меньше», а запасы «либо заблокированы решением Росстандарта, либо уже не столь и крупные. И есть мнение, что к середине 2026 года проблема полностью уйдет.
В компании также отмечают, что в октябре и ноябре показатели рынка грузовой техники приблизились к средним значениям на двадцатилетнем отрезке. И учитывая, что «рост продаж транспорта на 6–9 месяцев опережает изменение тренда ВВП, со второй половины 2026 года экономическая ситуация в России улучшится», считают в «Синотрак Рус». Подтверждает нормализацию и фрахт: после падения в начале 2025 года ставка, начиная с апреля, показывала положительную динамику, и год закончился ростом индекса по данным ATI.SU на уровне около 8%». Денежно-кредитная политика также должна работать на стабилизацию. В компании считают, что «к концу 2026 года ключевая ставка вплотную приблизится к значению ниже 10%», что снизит стоимость лизинга. Но вопреки этому, заметный рост можно ждать не ранее 2027 года.
Емкость рынка HCV в перспективе выглядит по прогнозам «Синотрак Рус» так: «в сегменте тяжелых грузовиков свыше 16 тонн» ориентир на 2027 год — «45–50 тыс. единиц», далее «до 80 тыс. к 2030 году и свыше 100 тыс. единиц к 2035 году». Что достижимо при умеренном восстановлении макроэкономики и инвестактивности. При этом в моделей спроса ключевыми драйверами являются ВВП, грузооборот и инвестиции, а не краткосрочные колебания ставки или размер утильсбора.
Отдельный вопрос - нормативная среда и структура рынка. «Коммерческий транспорт — это основа любой логистики, и если деньги — это кровеносная система экономики, то логистика — ее мускулы. Продажи грузовиков — один немногих предиктивных индикаторов ВВП», о чем заявляет Юань Сяодун. На практике же высокая волатильность ставок и размытая ответственностная модель толкают крупных грузоотправителей к созданию собственных парков, что повышает капиталоемкость и снижает эффективность. Отсюда очевидный вывод о том. что стране нужна новая стратегия автомобильных грузоперевозок, которая сделает рынок стабильным, эффективным и прозрачным.